- Бразилия. Балет
Бразилия. Балет
Танцевальная культура Б. сложилась из элементов индейского, африканского и европейского фольклора. В афро-бразильских ритуальных зрелищах, на карнавалах танец занимал большое место. Гастроли иностранных балетных трупп начались с первой четверти XIX в. В 10—20-х годах XX в. после выступлений «Русского балета С. П. Дягилева», труппы А. П. Павловой и других интерес к балету возрос. Первая школа была открыта в 1927 в Рио-де-Жанейро М. Оленевой, балетные коллективы при муниципальных театрах начали работать там же в 1936, в Сан-Паулу — в 1940. Первыми педагогами, балетмейстерами и ведущими артистами были иностранцы (некоторые обосновались в Б.). Оленева и чех В. Вельчек поставили первые балеты с музыкой бразильских композиторов («Уйрапуру» Э. Вила Лобоса, 1939, и др.). С 1946 Т. Лескова была танцовщицей Муниципального театра («Театру мунисипал») в Рио-де-Жанейро, затем до начала 70-х годов педагогом и балетмейстером; здесь поставлены балеты М. М. Фокина, «Саламанка ду Жарау» Л. Косми (1952), «Пугало» на музыку Ф. Миньони (1954), «Открытие Бразилии» на музыку Вила Лобоса (1960). В 50-х годах полька М. Гремо ставила балеты на музыку бразильских композиторов. Большое значение имела также деятельность в Б. ведущих иностранных хореографов. В 1946—47 в Муниципальном театре работал И. Швецов, который совместно с К. Лейти и Ж. Кореей в 1947 организовал труппу Балет юности. В 1953—54 балетмейстер А. Миллош в труппе Балет 400-летия Сан-Паулу поставил спектакли «Бразильская фантазия» С. Лимы, «Атаманша» на музыку М. Гуарньери, «Зонтик» на музыку Ф. Миньони и др. В Муниципальном театре работали балетмейстеры: X. Ландер (1960), У. Доллар (1963), Э. Сараспе (1971—73), Ж. Скибин (1973), О. Арайс (1974). Ведущие артисты: в 30—40-е годы — танцовщицы М. Розай, М. Франку, танцовщик Ю. Линдберг, в 50—60-е годы — танцовщицы Б. Розанова, Э. Пуделько, К. Риус, Э. Олиози, Р. Лима, танцовщики А. Феррейра, С. Отеру, А. Лотуфу, Д. Дюпре и др. В 70-е годы ведущая солистка Муниципального театра — Н. Эстевис. С 50-х годов артисты Розай, Дж. Франклин, Д. Грай начали ставить балеты в этом театре, а также в труппе Балет Рио-де-Жанейро, организованной балетмейстером Д. Ашкар в конце 40-х годов. Деятельность Ашкар имеет большое значение для развития балета Б.: она преподаёт, ставит спектакли («Щелкунчик» Чайковского и «Лес Амазонки» на музыку Вила Лобоса, 1975), в 1972 основала журнал «Dança». В Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Белу-Оризонти, Салвадоре имеются балетные школы, работают (помимо указанных) профессиональные и полулюбительские труппы. Первой артисткой, выступавшей в стиле танца модерн ещё в 30-х годах, была Ш. Ульман, с 1963 периодически при Музее современного искусства в Рио-де-Жанейро выступает балетная труппа этого направления (балетмейстеры Ж. Мота, Н. Вершинина и др.). Изучением фольклора в 30-е годы занималась Э. Волузия, в 50-е годы — Фелиситас (настоящее имя — Ф. Б. Баррету) — руководитель труппы Фольклорный балет Фелиситас и автор ряда книг о национальном танце. Многие бразильские артисты балета приобрели известность, работая за рубежом (в 50-е годы Б. Консуэлу и И. Мейер, в 60—70-е годы — М. Айде).
Е. Я. Суриц.
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.